С 1 сентября 2022 года в МБОУ СОШ 3 на базе начальной школы реализуется проект «Орлята России»
Методические рекомендациипо реализации программы «ОРЛЯТА РОССИИ»
Формат проведения
Каждый трек программы «Орлята России» включает в себя серию внеурочных тематических встреч учителя (классного руководителя) со своим классом, на которых проводятся творческие, игровые, дискуссионные, спортивные и иные развивающие занятия для детей младшего школьного возраста.
Поскольку программа «Орлята России» разработана для внеурочной деятельности и предполагает большое количество физических и игровых активностей, встречи учителя с классом в составе треков рекомендуется организовывать в неформальной обстановке, отличной от классической образовательной среды. С этой целью предлагается при подготовке встреч переформатировать пространство классных комнат, использовать пуфики, банкетки или иные нетрадиционные варианты размещения. Рассадку детей также желательно организовывать не рядным образом, а произвольным, предусматривающим по возможности свободное размещение школьников. Совместное чаепитие также приветствуется.
В целях развития у школьников навыков командной работы, взаимодействие учителя с классом происходит преимущественно в формате групповой работы, при которой класс разбивается на группы. Каждая из групп получает индивидуальные задания, при этом все группы интегрированы в общее целеполагание и готовятся к финальному КТД.
Важно помнить, что на данных встречах наиболее важна атмосфера довериямежду учителем и классом. Педагог должен стать частью общей команды единомышленников, избегая доминирования и назидательных интонаций. Воспитательная деятельность педагога на встречах должна осуществляться мягко и незаметно. Необходимо дать детям максимальную полноту инициативы, дать им почувствовать собственную значимость во всех планируемых мероприятиях. Это должны быть ИХ встречи, ИХ идеи и ИХ результаты. Только в этом случае могут быть полностью достигнуты педагогические результаты реализации программы. Учителю же следует деликатно и незаметно помогать школьникам почувствовать и принять социально-значимые аспекты и принять правильные решения для организации совместной деятельности и достижения намеченных результатов.
Общие для треков цели, задачи и ожидаемые результаты
Каждый трек имеет своей целью вовлечение детей в коллективную развивающую социально значимую деятельность для развития у обучающихся соответствующих духовно-нравственных ценностей, гражданственности и метапредметных компетенций.
Для каждого трека предусмотрены задачи, которые педагог должен реализовать для получения ожидаемых результатов, коррелирующих с целями трека. При этом можно выделить задачи, общие для всех треков:
— вовлечение школьников в выявление и признание социальной проблемы, достижения согласованной цели или реализации будущего мероприятия;
— вовлечение школьников в процесс коллективного планирования общего дела;
— развитие у детей познавательного (исследовательского) интереса, умения искать и обрабатывать информацию;
— развитие у детей навыков работы в группах и командной работы;
— развитие коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта (терпимость к чужому мнению, умение договариваться, мотивировать свою позицию, управлять эмоциями и т.д.);
— создание условий для раскрытия личностного и творческого потенциала ребенка.
При этом ожидаемыми результатами являются качественные изменения личностного роста и мировоззрения обучающихся, в том числе:
— активное участие каждого школьника в коллективной социально-значимой деятельности;
— принятие детьми общепринятых в Российской Федерации духовно-нравственных ценностей, включая патриотическое отношение к своему отечеству;
— получение навыков конструктивной коммуникации и командной работы;
— развитие метапредметных компетенций;
— раскрытие личностного потенциала, развитие уверенности в своих возможностях.
Структура и логика треков
Объем каждого трека составляет до 8 внеурочных встреч (8 часов в месяц). Трек завершается общим для всего класса коллективно-творческим мероприятием (КТД).
Логика прохождения треков и их этапность:
- Постановка проблемы/задачи: погружение школьников в определенную проблематику/идею, признание актуальности проблемы/идеи;
- Планирование: совместная выработка возможных механизмов решения проблемы/задачи;
- Командообразование: обучение школьников через игровые технологии командной работе и основам проектно-исследовательской деятельности;
- Подготовка КТД: подготовка к финальному тематическому КТД;
- Реализация КТД.
- Рефлексия и задел на следующий трек.
Методика реализации
При проведении встреч и реализации треков учителю необходимо использовать педагогические приемы и техники, способствующие решению поставленных педагогических задач и соответствующих возрасту и потребностям обучающихся младшего школьного возраста.
При реализации первого этапа трека – «Постановка проблемы/задачи» учитель как правило работает в основном с эмоционально-смысловым аспектом педагогической деятельности. Это значит, что сначала необходимо изменить эмоционально нейтральное отношение класса к предложенной проблеме/задачи. Не смотря на эмоциональную открытость детей младшего школьного возраста, такие темы и ценности, как история Отечества, гражданственность, патриотизми т.п. обычно не входят в сферу их интересов и являются абстрактными категориями. В этой связи возбудить у школьников интерес и к данным проблемам и побудить их к социально-значимому действию бывает непросто. Зачастую может понадобиться методика эмоционального контраста, культурная или этическая шокотерапия (в мягком, педагогическом виде). Это бывает необходимо для преодоления устойчивого нигилизма или сложившегося стереотипа у детей по отношению к определенным ценностным категориям.
Иными словами, основной концептуальной задачей учителя при реализации трека является выработка у обучающихся искреннего интереса к теме и желания включиться в решение совместно выявленных проблем или решение поставленных задач.
Для дополнительной мотивации детей и построения конструктивных детско-взрослыхотношений к проведению встреч подключаются ученики старших классов из числа активистов Российского движения школьников или иных учеников по усмотрению педагога, готовых и способных организовывать и проводить совместные с детьми мероприятия.Совместная деятельность школьников младших классов и активистов необходима на всех этапах реализации трека: обсуждение проблемы, совместное планирование, подготовка и проведение мероприятий, игровые и физкультурные активности, финальное КТД, фото и видеофиксация.
Также в целях укрепления семейных отношений к участию в треках привлекаются родители обучающихся, в качестве активных участников совместных мероприятий либо для оказания помощи детям при выполнении ими самостоятельных и групповых заданий.
Каждая встреча в составе трека должна заканчиваться подведением итогов и общей рефлексией. На этом этапе дети должны выразить свои ощущения от занятия, понять значение данного занятия для себя и для будущего общего дела (КТД), получить эмоциональный и смысловой задел на следующую встречу. При этом не менее важно, чтобы класс услышал мнение педагога о встрече, почувствовал его вовлеченность в общий процесс, его удовлетворенность работой минигруп и всего класса.
Предлагаемые программой «Орлята России» методические материалы диспозитивны и представляют лишь один из возможных вариантов реализации треков. Педагог вправе на основе предлагаемой методологии разработать и реализовать свои собственные сценарии.
Обратная связь/отчеты
Реализация программы «Орлята России» предусматривает получение от педагогов обратной связи и отчетов по реализации треков.
В зависимости от тематики треков, выбранных форм взаимодействия с классом и финального КТД такими отчетами могут являться:
— фото/видео материалы по совместной работе педагога и активистов РДШ с классом и группами;
— результаты совместной творческой деятельности детей: фото и видео коллажей, поделок, инсталляций и т.п.
— отзывы самих участников трека и различных целевых групп – родителей, педагогов, обучающихся данной школы.
При отсутствии утвержденной (рекомендованной) формы отчета обратная связь может представляться педагогами в любой традиционной форме.